На этой неделе негосударственный сектор высшего образования понес новые потери. Рособрнадзор закрыл аккредитацию целого ряда программ бакалавриата Московской высшей школы социальных и экономических наук (в просторечии «Шанинки») по направлениям подготовки: «Психология», «Менеджмент», «Социология», «Политология», «Искусства и гуманитарные науки» и программы магистратуры по направлениям подготовки «Психология», «Менеджмент», «Социология», «Юриспруденция», «Политология», «История». Чиновники уверяют, что все эти программы «не дотягивают» до отечественных образовательных стандартов. Зато их аккредитовал университет Ковентри, занимающий вторую строчку в рейтинге британских вузов по качеству образовательных услуг.
По официальной версии, как сообщили РОСВУЗу в Рособрнадзоре, «в ходе проведения аккредитационной экспертизы были выявлены несоответствия содержания образовательных программ и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В частности отсутствие необходимого материально-технического обеспечения учебного процесса, отсутствие необходимой квалификации у педагогических работников, нарушения структуры образовательных программ с точки зрения содержания учебных дисциплин и планируемых результатов освоения, нарушения в организации практики обучающихся и др. Вследствие этого вузу было отказано в государственной аккредитации».
При этом, хотя «Шанинка» имеет лицензию на ведение образовательной деятельности, а, стало быть, и право продолжать учить студентов, в ведомстве утверждают, что «в связи с истечением срока действия государственной аккредитации в отношении этих программ, вуз должен организовать процедуру перевода обучающихся в другие высшие учебные заведения на имеющие госаккредитацию программы по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (формы и курса, а также стоимости обучения)». Правда, «обучающиеся вправе и остаться обучаться в этом вузе»,- признают чиновники.
Неужто все и в самом деле так плохо, а вуз, до того имевший прекрасную репутацию и в обществе, и в образовательном сообществе, действительно не в состоянии обеспечить своих студентов ни качественными преподавателями, ни образовательными программами?
Конечно же нет, заверил РОСВУЗ руководитель программ по политологии в «Шанинке» Василий Жарков:
«Прежде всего, экспертные заключения Рособрнадзора по нашему вузу были составлены с серьезными ошибками: так, например, они апеллируют к пунктам нормативных документов, гласящим иное. Или там утверждается, что у нас нет учебного зала для судебных заседаний, хотя он есть, и мы его проверяющим показывали. Кроме того, наши ФГОСы составлены таким образом, что проверяющим всегда есть, за что уцепиться. К примеру, декан факультета права в соответствии со ФГОСом, обязательно должен иметь юридическое базовое образование. И по этому формальному признаку наш декан, действительно, не соответствует стандарту, т.к., являясь сейчас доктором юридических наук и будучи признанным авторитетом в этой области, он в свое время закончил не юридический, а исторический факультет. Или взять мой случай. Имея степень кандидата наук, я до недавнего времени являлся завкафедрой «Шанинки». Но по стандарту для занятия этой должности мне необходимо звание доцента, получить которое в ВАК можно лишь при условии, что я работаю на полной ставке в государственном вузе. А это решительно невозможно, поскольку. я работаю на полной ставке в своем негосударственном вузе! Отсюда и «отсутствие необходимой квалификации».
Или взять другой пример. «Нарушения структуры образовательных программ» нам инкриминировали в связи с тем, что стандарту программы «Менеджмент» не соответствует... изучение немецкого языка плюс к обязательному английскому. А у нас его изучают, за что нас и наказали. И так за что ни возьмись — всё против здравого смысла, какое-то зазеркалье, королевство кривых зеркал! При этом никто из проверяющих не удосужился поинтересоваться содержанием нашего образования! А вот наш новый зарубежный партнер, университет Ковентри (Великобритания), к слову сказать, занимающий вторую строчку в рейтинге британских вузов по качеству образовательных услуг, посмотрел, чему и как мы учим, и по итогам аккредитовал наши образовательные программы. По этим партнерским программам мы и будем учить наших студентов, если родное государство ставит такие странные, неэффективные и противоречащие здравому смыслу рамки. Благо такое право нам дает имеющаяся у вуза лицензия не ведение образовательной деятельности, а вал желающих к нам поступить, вопреки решению Рособрадзора, судя по числу поданных заявлений, не сократился, а, напротив, возрос».